Мифическая зоология Mythical zoology  

Лекция №2. Драконы. Драконы Северной Европы и Британских островов


*Начало занятия ознаменовалось звонком и одновременным открытием двери, где за кафедрой уже стоял Мефодий Владимирович.*

- Проходим, не стесняемся, располагаемся. Здравствуйте. Время пошло.

*Когда отведенное на подготовку время закончилось, преподаватель вышел из-за кафедры и обратился к студентам.*

- Перепишите тему.

Драконы Северной Европы и Британских островов.

На прошлом занятии мы кратко познакомились с древнейшими драконами Греции и Ближнего Востока. Сегодня обратим внимание на их североевропейских собратьев.

Не секрет, что североевропейская мифология содержит в себе упоминания о драконах и ужасных змеях, которых в принципе тоже можно приравнять к драконом. Германо-скандинавская же мифология именовала предмет нашего изучения червями, поскольку у древних германцев (да и не только у них) это слово означало также змею или змея. Так что если встретите описание некоего червя в мифе, то не думайте, что это какой-то небольшой червячок вроде всем известного дождевого. Вероятнее всего этот червь ужасающ, готов сожрать сущее или людей, да и принадлежит, пожалуй, к так называемым хтоническим существам. Вы же первым вопросом домашнего задания расскажете кто такие хтонические существа, почему к ним относят драконов и с чем связана та зловещая атмосфера, которой окутаны эти хтонические существа в истории и мифах.

Многие ли из вас знакомы со скандинавской мифологией?

*Несколько учеников подняли руки.*

- Хорошо, тогда имя Ёрмунганд («великанский посох») должны были слышать. Согласно одной из версий фольклорной традиции , дракон Ёрмунганд был сыном огненного великана Локи. В древнеисландском эпосе («Старшей Эдде» и «Младшей Эдде») говорится, что верховный бог Один бросил Ёрмунганда в великий океан, которым была окружена обитаемая земля Мидгард. Ёрмунганд вырос таким огромным, что способен был обвиться вокруг всего Мидгарда и ухватить себя за хвост. Так боги думали, что обезопасили себя от ужасного змея, но от судьбы не уйти никому – даже богам.

Мидгард

В поэзии скальдов, в «Песни о Хюмире» («Старшая Эдда») и в рассказе «Младшей Эдды» о приключениях Тора в стране великанов Утгарде или Ётунхейме рассказывается о второй встречи Тора и Ёрмунганда – попытке Тора – его главного противника – поднять Ёрмунгада из океана (вторым заданием домашней работы я жду от вас пересказ мотива «рыбной ловли Тора»). Попытка не удалась, а потому в последней битве перед гибелью мира и концом света – Рагнарёком – Тору и Ёрмунганду снова суждено сразиться.

Последняя встреча Тора и Ёрмунганда. Иллюстрация Чарльза Брока

Последняя встреча Ёрмунганда и Тора (Чарльз Брок).

Ёрмунганд поднимется из океана и, отравив своим ядом небо и землю, заставит морские волны захлестнуть сушу. Хотя Тору и удастся убить дракона, снеся ему голову, но он не пройдет и девяти шагов, как упадет замертво, отравленный драконьим ядом.

*Преподаватель сделал драматическую паузу и продолжил.*

- С самым известным скандинавским драконом познакомились. Теперь обратимся к мифологии германцев. Впрочем, разделить их способны лишь специалисты, занимающиеся древнеисландской, древненорвежской, древнегерманской и прочими мифологиями. Для вас будет достаточно знать, что мифология викингов или скандинавско-германская включает в себя древнеисландские саги «Старшую Эдду» и «Младшую Эдду», древненорвежскую «Сагу о Вёльсунгах» и многие другие.

Викинги, битвы, герои, эпические повествования о богах, людях и чудовищах – это все характерно для скандинавско-германской мифологии как вы поняли из мифов о Ёрмунганде. В «Саге о Вёльсунгах» рассказывается история Фафнира. Он был сыном короля карликов и со своим братом – кузнецом Регином, воспитателем Сигурда (главного героя германской «Песни о Нибелунгах»), – убил отца и похитил его золото вместе с волшебным золотым кольцом, которое умножало богатство. Но алчный Фафнир отнял долю брата и превратился в дракона, чтобы стеречь свой клад. По наущению Регина Сигурд (или Зигфрид по-немецки) пронзил своим мечом сердце дракона.

 

http://cdn.infectedbyart.com/Images/Category_32/subcat_34/0702140801301.jpg

Как мы видим, в мифе отражен типичный для Европы того времени сюжет о драконе, владеющем золотом, о драконоборце, победившем его. Рихард Вагнер сделал Фафнира и Зигфрида центральными персонажами оперной тетралогии «Кольцо нибелунгов», основанной на скандинавской и германской мифологии.

Что ж, теперь обратимся к соседям – драконам с Британских островов. Там история драконов мифо-геральдическая. Первые англосаксы, высадившиеся в Англии около 450 г., выступали под флагом Белого дракона. С тех пор образы драконов вплетены в предания народов Британии. Британские острова богаты сказаниями о драконах – от драконов валлийского эпоса «Мабиногион» и драконов из легенд о короле Артуре до гигантского дракона, поверженного святым Георгием, небесным покровителем Англии.

Так в «Мабиногионе» рассказывается легенда о битве между Красным драконом и вторгшимся в Британию Белым драконом за власть над страной. От пронзительных воплей боли, издаваемых борющимися драконами, у женщин случались выкидыши, а посевы на полях не всходили. Британский король Ллуд обратился за помощью к своему мудрому брату Ллевелису – францзскому королю, и тот посоветовал ему вырыть яму и наполнить ее медом. Когда драконы напились и уснули, Ллуд взял их плен и заточил под землю в Динас-Эмрис в Сноудонии.

Но история на этом не закончилась. В «Истории бриттов» валлийского хрониста конца 8 – начала 9 века Ненния рассказывается следующая история. Несколько веков спустя король Вортигерн принялся строить замок в Динас-Эмрис, но каждую ночь построенные стены рушились. Причину неудачи объяснил мальчик, будущий волшебник Мерлин, рассказав королю о драконах, чья битва не прекратилась и под землей. Драконы были отпущены на волю и продолжали сражаться, пока Красный не одержал победу. В «Истории королей Британии» Гальфрида Монмутского эта победа названа предвестием рождения короля Артура, известного как Артур Пендрагон («Вождь-дракон» на валлийском).

Можно предположить, что мифы имеют связь с действительной историей битв и завоеваний на территории Британии.

С незапамятных времен и в несомненной связи с изложенными мифами британские короли украшали свои боевые знамена драконами. Легендарный король Кадвалалр ап Кадваллон, правивший в Гвинеде в 7 веке, поместил изображение Красного дракона – И-Драйг Гох (или У Дрейг Гоч) – на свой штандарт. Альфред Великий выступил под знаменем Белого дракона в битве при Этандуне в 878 году, когда его войско разбило викингов. И так далее.

*Мефодий сверился с планом.*

- В 1485 году Генрих Тюдор, претендент на трон, во время войн Алой и Белой розы выступал под знаменем, на котором Красный дракон изображался на фоне фамильных цветов Тюдоров – белого и зеленого. Так появился флаг Уэльса, который вывешивают и по сей день.

Флаг Уэльса

*Юноша сверился с часами.*

- У нас осталась последняя легенда о Святом Георгии и сраженном драконе. Небесный покровитель Англии Святой Георгий (ок. 208 – 303) был воином Римской империи. Знаменитое предание о его встрече с драконом достигло Англии вероятнее всего в 12 веке, когда крестоносцы возвращались на родину из Святой земли (Палестины). Это предание, в котором отражен идеал благородного рыцаря, вдохновило английское рыцарство на основание в 1348 году Ордена Подвязки – первого в Англии светского знака отличия.

Согласно средневековой версии, изложенной в жизнеописании святого Иакова Ворагинского «Золотая легенда» (1483), обитателей ливийского города Силены держал в страхе дракон, поселившийся в соседнем озере. Чтобы умилостивить дракона, ему ежедневно приносили в жертву ягненка и юную девственницу, которую выбирали по жребию. Когда жребий выпал на дочь царя Силены, тот, обезумев от горя, предложил свое богатство и полцарства в придачу тому, кто спасет царевну. Но горожане отказались, и царевну, одетую в наряд невесты, отвели на берег озера.

Тогда на помощь устремился святой Георгий. Напав на дракона на своем боевом коне и ранив его копьем, он попросил царевну бросить ему свой пояс, который обвязал вокруг шеи дракона. Укрощенный таким образом дракон последовал за царевной, как пес на поводке, до самого центра города. Пораженные горожане предложили святому Георгию все, что он пожелает. И перед тем, как убить дракона, святой Георгий попросил царя и его подданных принять крещение. На том месте, где был сражен дракон, обращенный в христианство царь построил храм Святой Марии и Святого Георгия. Источник, бивший в нем из-под земли, обладал целительными свойствами.

http://www.kunstkopie.de/kunst/lucas_cranach_d_ae/st_george.jpg

Святой Георгий и дракон (Лукас Кранах Старший)

На этом сегодняшняя лекция закончена. Следующее занятие посвятим азиатским драконам. Записывайте задание и можете идти.


Домашнее задание:

  1. Вопрос в лекции.
  2. Задание в лекции. Как и почему еще называли Ёрмунганда?
  3. Расскажите еще об одном скандинавском драконе.
  4. Каким чудодейственным свойством обладало сердце Фафнира и что требовалось, чтобы это свойство заполучить?
  5. Почему на картинке Сигурд поджидает Фафнира в яме? Что об этом говорится в мифе?
  6. Расскажите о кораблях-драконах. Как их называли викинги?

 

Content by Мефодий Волков
©Школа магии Китеж-Град