Мифическая зоология Mythical zoology  

Лекция №1. Воздушные существа. Феникс


*Ученики стояли возле двери с надписью «Лекторий мифической зоологии» и ожидали преподавателя.*
-Как ты думаешь, а мы только мифических животных будем изучать или настоящих тоже? *Девочка с Рациоториса обратилась к мальчику с Аквантиса.*
-Не знаю... Ой, смотри, кажется, преподаватель идет.
*Все ребята притихли, ожидая приближения черноволосого юношу в темно-зеленой мантии. В руках у него было несколько книг и свитков.*
-Первый курс?
*Дети хором подтвердили. Дверь в кабинет открылась, и молодой человек прошел, пригласив за собой ребят.*
-Рассаживайтесь. У вас есть три минуты.
*Пока дети занимали своим места, парень с помощью заклинаний развесил изображения на доске и сделал пару надписей.*
-Три минуты прошло. Здравствуйте, я, Мефодий Владимирович Волков, ассистент уже известной вам Катарины Эль-Демони. Она иногда будет вести у вас лекции, но это в будущем, а сейчас продолжим знакомство. Для вас я ассистент Волков или Мефодий Владимирович.
Рад видеть вас на первом занятии по мифической зоологии. Хочу предупредить сразу, что мы будем изучать животных именно как героев мифов и легенд, а не как живых существ нашего магического мира. К концу занятия вы должны хорошо это для себя усвоить, чтобы я не слышал и не видел описаний реальных мгаических существ.
На первом курсе мы будем изучать воздушных существ – героев мифов и легенд разных народов и эпох. Если у кого-то возникнут пожелания по процессу изучения предмета, быть может кто-то хочет узнать об определенных существах, то пожалуйста высказывайте идеи и пожелании в этичной форме в своих домашних заданиях.
Перепишите с доски название раздела и сегодняшнюю тему.

*На доске было написано:
Воздушные существа.
Феникс.
*

-Реальные и фантастические птицы встречаются в мифологии многих народов. Одно из таких воздушных существ – феникс, но есть и другие волшебные птицы, столь могучие, что могут поднять в воздух слона, столь отважные, что способны нападать на демонов, или обладающие такой магической силой, что могут менять погоду, вызывая проливные дожди или принося целую неделю солнечных дней в середине зимы.
Сегодня мы поговорим о фениксе. Только не стоит забывать, что рассматривать мы его будем в контексте мифов, а не как реальное магическое существо.
*С последней парты ряда вдруг раздался негромкий «бум», и над классом полетел красно-золотой феникс. Через несколько мгновений он осыпался пеплом над головами учеников. Мефодий Владимирович, направив палочку в сторону беспорядка, с помощью пары заклинаний очистил головы и столы учеников от пепла. Подойдя к двум шалунам, он велел придти вечером на отработку и, вернувшись к доске, продолжил лекцию.*
-Я не потерплю шалостей на своих занятиях. Каждая шалость будет лишать ваш факультет баллов в геометрической прогрессии.

А теперь вернемся к фениксу. Феникс, возможно, самое знаменитое воздушное мифическое существо, родом из Древнего Египта. Легенду о нем продолжали развивать греческие и римские авторы, а вслед за ними – составители средневековых бестиариев.
*Заметив, что две девочки вместо того, чтобы слушать лекцию, беседуют о чем-то явно несвязанном с предметом, юноша прервал лекцию.*
-Те, кто будут заниматься на занятии посторонними делами, не смогут сдать домашнее задание на хорошую оценку. Т.к. я требую сдавать вместе с домашней работой конспект лекции.
*Девочки, вероятно услышав замечание, взяли ручки и с послушным видом стали записывать лекцию. В лектории установилась долгожданная тишина.*

-Для начала послушайте о фениксе из египетских мифов. Бенну-египетский феникс
Известная в Египте под именем Бенну («тот, который из себя возник»), эта священная птица выглядела на доступных только взору избранных изображениях в виде длинноногой серой цапли с хохолком их двух перьях. Посмотрите на доску. Иногда Бенну был облачен в головной убор Осириса – умирающего и воскресающего бога. В мифологии Гелиополя, города солнца, Бенну считался душой бога солнца Ра и был символически связан с восходящим и заходящим солнцем, с ежегодными разливами Нила и циклом рождения, смерти и воскрешения.

Теперь поговорим о толкованиях греков и бестиариев.
Геродот описывает жизненный цикл египетского феникса, которого сравнивают с орлом, имеющим rрасно-золотое оперение. Каждые 500 лет птица прилетает в Гелиополь из Аравии, принося с собой прах собственного отца в яйце, вылепленном из мирры, и оставляет его храниться в Храме солнца. В конце своей жизни феникс вьет гнездо из веток ладана, вдыхает его аромат и умирает. Из его семени под действием солнечного тепла рождается новый феникс.
Феникс из Абердинского бестиарияВ средневековых бестиариях эта легенда обогатилась новыми красочными подробностями. Согласно «Абердинскому бестиарию, в мире существует только один феникс. По прошествии 500 лет, предвидя свой конец, он складывает погребальный костре из ароматных веток, поворачивается к солнцу, разжигает костер взмахами своих крыльев и сгорает в пламени, чтобы вновь возродить из пепла. Посмотрите на изображение феникса из "Абердинского бестиария". Подобно древним египтянам, средневековые христианские авторы видели в этом мифе символ воскрешения и надежду на жизнь после смерти.

На этом наше первое занятие подошло к концу. На следующей лекции мы продолжим знакомства с воздушными существами.
*Обрадованные дети стали быстро собираться.*
-Подождите, я знаю, как сильно вы хотите получить домашнее задание, и не могу отпустить вас без него. Обратите внимание, что я предлагаю несколько вариантов заданий на выбор. Вам необходимо выбрать только один вариант. Я принимаю иллюстрации к домашнему заданию, но не более трех. Если вы выбираете вариант с творческим заданием, то учтите, что ваше сочинение должно быть не менее трети свитка (листа формата А4), а это около 12-15 предложений. Если же вы выбираете вариант задания на поиск, в котором предлагается рассказать, например о символике феникса, то ваш ответ должен представлять логически связанный текст не менее, чем в 5 предложений (хотя редко попадаются задания для которых достаточно написать 5 предложений, чаще требуется не менее 10, чтобы раскрыть вопрос полностью). Если вы получили неудовлетворительную оценку (обычно меньше семи баллов), то работу или отдельные вопросы можно будет пересдать. Читайте комментарии к работам. Тему дополнительного задания можете узнать у меня лично или предложить свою, обязательно согласовывайте тему со мной, имеющиеся доп.вопросы не являются дополнительными заданиями, это просто вопросы, которые могут вам повысить оценку или компенсировать ошибки. И не надейтесь на "халяву", списанные работу буду немилоседно штрафовать, за слабые работы оценки выше 5 баллов не ждите. А теперь можете идти.


Домашнее задание:

Вариант 1
1. Напишите конспект лекции
2. Расскажите о геральдическом фениксе
3. Расскажите о символике феникса у различных народов, в различных религиях, мифах и легендах (ваш рассказ должен быть связанным, а не просто набором предложений; только не надо мне рассказывать о символике фэнхуана, симурга и прочих огненных птиц, с ними вам еще только предстоит познакомиться; чем больше символов рассмотрите, тем выше балл, не менее трех примеров + 2 символических значения выпишите из лекции)
4. Найдите и перескажите одну легенду о фениксе (можете взять не народные мифы, а литературные рассказы, фильмы, только не забудьте указать источник).

Вариант 2
1. Напишите конспект лекции
2. Расскажите о геральдическом фениксе
3. Напишите сочинение, главным героем которого будет феникс
4. Доп. вопрос. Найдите и перескажите одну легенду о фениксе (можете взять не народные мифы, а литературные рассказы, фильмы, только не забудьте указать источник).

Content by Мефодий Волков, Катарина Эль-Демони
©Школа магии Китеж-Град